АДОП Мир вокруг меня_2024

ОГЛАВЛЕНИЕ:
№
Название разделов подразделов
Стр.
I.
Общее положение
3
1.1
Паспорт программы
3
1.2
Паспорт образовательной организации общие сведения
6
II.
Пояснительная записка
7
2.2
Нормативно-правовые основы реализации адаптированной
7
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
2.3
Актуальность
адаптированной
дополнительной
7
общеобразовательной общеразвивающей программы
2.4
Цели
и
задачи
адаптированной
дополнительной 10
общеобразовательной общеразвивающей программы
2.5
Формы и методы обучения
12
3.
Учебный план. Календарный учебный график
16
3.1
Содержание программы 1 год обучения
17
3.2
Учебный план. Календарный учебный график.
19
3.3
Содержание программы 2 год обучения
20
3.4
Предполагаемый результат
22
IV.
Содержание программы
23
4.1
Условия реализации программы
23
4.2
Формы контроля и аттестации
24
4.3
Методическое обеспечение
24
4.4
Диагностический инструментарий
24
V.
Список литературы
25
VI.
Приложение
27

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Паспорт программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «Мир вокруг меня»
Программы
При разработке программы мы опирались на следующие
Основания для
нормативно-правовые документы:
разработки
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
Программы
образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №
1726-р.
«Концепция
развития
дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 июля 2022
г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам";
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного
образовательного
пространства
для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019
г. № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей
дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
Основные этапы и
формы обсуждения
и принятия
Программы

этап - Принятие проекта Программы на Педагогическом
совете МБУ ДО ЭБЦ;
этап - Согласование на Методическом совете
этап - Утверждение проекта АДООП директором ЭБЦ

Программа принята Педагогическим советом ЭБЦ
Протокол № 1, от 30.08.2024 г., утверждена приказом
директора от №33-од от 30.08.2024 г.
Цель программы Цель программы: создание условий для формирования
всесторонне
развитой
личности
обучающегося,
способной к познанию и творчеству, самореализации и
успешной социализации в обществе.
Задачи программы Предоставление дифференцированной помощи, в том
числе оказание при необходимости технической
помощи;
Обеспечение возможности невербальной коммуникации
для обучающихся с выраженными проблемами
коммуникации, в том числе: с использованием средств
альтернативной или дополнительной коммуникации;
Воспитание самостоятельности и независимости при
освоении доступных видов деятельности;
Формирование интереса к прикладному искусству,
экологической культуре, в рамках реализации
дополнительной адаптированной программы.
Принцип доступности. Дополнительное образование
Принципы
доступное. Занимаются обучающиеся, еще не нашедшие
программы
своего
особого
призвания,
мотивированные,
«проблемные» - с отклонениями в поведении. При этом
система дополнительного образования детей является
своего рода механизмом социального выравнивания
возможностей
получения
персонифицированного
образования.
Принцип природосообразности. В дополнительном
образовании все программы отвечают тем или иным
потребностям и интересам обучающихся, они как бы
«идут за ребенком», в отличие от школы, которая
вынуждена «подгонять» ученика под программу.
Принцип
индивидуальности.
Дополнительное
образование реализует право обучающегося на
овладение знаниями и умениями в индивидуальном
темпе и объеме, на смену в ходе образовательного
процесса вида деятельности, конкретного объединения.
При этом успехи обучающегося принято сравнивать в
первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и
умений, а стиль, темп, качество его работы не
подвергать порицанию.
Принцип свободного выбора и ответственности
предоставляет обучающемуся и педагогу возможность
выбора
и
построения
индивидуального
образовательного маршрута: программы, содержания,
Кем принята
Программа

методов и форм деятельности, скорости, темпа
продвижения и т.п., максимально отвечающей
особенностям личностного развития каждого и
оптимально удовлетворяющих интересы, потребности,
возможности творческой самореализации.
Принцип
системности
во
взаимодействии
и
взаимопроникновении базового и дополнительного
образования.
Органическая
связь
общего,
дополнительного образования и образовательнокультурного
досуга
обучающихся
способствует
обогащению
образовательной
среды,
новыми
возможностями созидательно-творческой деятельности.
Принцип социализации и личной значимости
предполагает создание необходимых условий для
адаптации обучающихся, воспитанников к жизни в
современном обществе и в условиях ценностей, норм,
установок и образов поведения, присущих российскому
и мировому обществу.
Принцип личностной значимости подразумевает под
собой динамичное реагирование дополнительного
образования
на
изменяющиеся
потребности
обучающихся,
своевременную
корректировку
содержания образовательных программ, с целью
поддержания постоянного интереса к изучаемой
программе. Принцип ориентации на приоритеты
духовности
и
нравственности
предполагает
формирование нравственно-ценностных ориентаций
личности, развитие чувственно-эмоциональной сферы
обучающегося, нравственно-творческого отношения и
является доминантой программ дополнительного
образования.
Принцип деятельностного подхода. Через систему
мероприятий (выставки, экскурсии, акции, проекты и
др.) обучающиеся включаются в различные виды
деятельности, что обеспечивает создание ситуации
успеха для каждого ребѐнка.
Принцип творчества в реализации программы
дополнительного образования означает, что творчество
рассматривается как универсальный механизм развития
личности, обеспечивающий не только еѐ вхождение в
мир культуры, формирование социально значимой
модели существования в современном мире, но и
реализацию внутренней потребности личности к
самовыражению. Для реализации этого приоритета
важно создание атмосферы, стимулирующей всех

субъектов образовательного процесса к творчеству в
любом его проявлении.
Принцип разновозрастного единства. Существующая
система дополнительного образования обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и
педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях
обучающиеся могут проявить свою инициативу,
самостоятельность,
лидерские
качества,
умение
работать самостоятельно и в коллективе, учитывая
интересы других.
Принцип поддержки инициативы и активности.
Реализация дополнительного образования предполагает
активизацию, поддержку и поощрение любых
начинаний обучающихся.
Система контроля Контроль за реализацией Программы осуществляет
администрация учреждения.
за исполнением
рограммы
1.2. Паспорт образовательной организации Общие сведения
Название
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
экологобиологический центр.
Год основания
1974 г.
Тип
Муниципальное бюджетное учреждение.
Правовой статус
Некоммерческая организация
Учредитель
МУ УО Миллеровского района
Контактная информация
Юридический адрес,
346130, Ростовская область, Миллеровский район,
фактический адрес
г. Миллерово, ул. Розы Люксембург, 10
Телефон
8(86385)30904
Факс
е-mail
eco30904@yandex.ru
Адрес сайта в Интернете
https://ecobiocentr.profiedu.ru
Должность руководителя Директор
Фамилия, имя, отчество
Пикалева Марина Сергеевна
руководителя

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Мир
вокруг меня» является начальным звеном формирования творческих и
экологических знаний у ребѐнка с ОВЗ. Этапом развития у обучающего,
является понятийное мышление на основе сведений окружающего мира, через
детское творчество. АДОП «Мир вокруг меня» - модульная, структурирована на
самостоятельные, логически завершенные модули, которые могут быть выбраны
обучающимися в зависимости от их интересов и возможностей. Каждый модуль
программы представляет собой отдельную часть программы, содержит
несколько учебных курсов. Такая структура программы позволяет создавать
индивидуальные образовательные маршруты, адаптированные к потребностям и
интересам обучающегося.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Мир вокруг меня» для детей с ОВЗ художественной направленности
составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. «Концепция
развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 июля 2022 г. N 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС-1780/07 «О
направлении эффективных моделей дополнительного образования для
обучающихся с ОВЗ».
Актуальность программы обусловлена необходимостью решения проблемы
реабилитации детей с ОВЗ и направлена на создание благоприятных условий
для их творческой деятельности, самореализации и адаптации.

Особенности реализации программы
Главной отличительной особенностью программы является планомерная
интеграция обучающихся в процесс творческого самовыражения,
формирование и поддержание мотивации по развитию навыков работы с
различными материалами, изучению техник и инструментов.
Программа позволяет последовательно пройти весь процесс создания
творческой работы от эскиза до экспонирования работы на выставке, а также
научиться понимать особенности материала, цвета и формы, создавать
изделия.
Психолого-педагогическая характеристика
Степень ОВЗ устанавливается медработниками и подтверждается психологомедико-педагогической комиссией. АДОП программа «Мир вокруг меня»
составлена для обучающихся с диагнозами: F 71.88, F 80.82; F 70.88; F 80.82;
CHP 3 ур.; J35; CHT 4ст; врожденная инвалидность отсутствие верхних
конечностей.
Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются трудности произвольной
саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления
высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих
познавательной деятельности.
Для значительной части обучающихся с ОВЗ типичен дефицит не только
познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных
способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и
эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное
взаимодействие с окружающими.
Особенности развития:
- испытывает трудности самоконтроля поведения, нуждается в постоянном
внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения
ребенка;
- слабый интерес к взаимодействию со взрослым, с трудом вовлекается в
совместную деятельность, даже если эта деятельность интересна и доступна
ребенку;
- контакт с нормативно развивающимися сверстниками вызывает затруднения
или у ребенка нет (недостаточный) опыта общения со здоровыми детьми;
- наблюдается моторная неловкость, нарушена точность и координация
движений кисти руки;
- повышенная утомляемость, требуется специальный режим чередования
нагрузки и отдыха;
- быстро пресыщается, теряет интерес к видам деятельности, связанным с
направленностью программы обучения;
- имеет индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы,
требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и
неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении,
недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.);

- имеет индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета
при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных
процессов – памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на
освоении данной программы;
- не сформированы виды детской деятельности (в соответствии с возрастом
ребенка), влияющие на освоении данной программы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- бедный словарный запас, не сформированность навыков интеллектуальной
деятельности.
Восприятие
характеризуется
замедленностью.
В
мышлении
обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей страдают
все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства
для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и
переработки информации.
Особенности организации образовательного процесса:
Реализация АДОП предусматривает учет особых образовательных
потребностей адресной группы обучающихся, включая потребности в:
- предупреждении дезадаптивного поведения;
- в специальной психокоррекционной помощи, направленной на
формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, развитии и отработке
средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия;
- в формировании навыков социально одобряемого поведения, развитии и
отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия с нормативно развивающимися сверстниками;
- в формировании навыков социально одобряемого поведения, развитии
двигательной сферы ребенка, обеспечении особой пространственной и
временной организации среды с учетом недостатков внимания и
работоспособности;
- в создании щадящего, комфортного, здоровьесберегающего режима;
- в специальной помощи в планировании и распределении нагрузки,
постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру,
предупреждении дезадаптивного поведения;
- в постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения; в формировании эмоциональной саморегуляции, постоянной
помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в учете актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечении индивидуального темпа обучения.
Основная форма работы – практическое занятие. Работа на занятиях
проводится индивидуально. В процессе занятия ребенок имеет возможность
отдохнуть, плавно переключиться на другой вид деятельности, чтобы не
допустить потери внимания к предмету и вместе с тем подготовиться к более

серьезной работе в последующем.
Отличительные особенности программы.
Основной отличительной особенностью программы, является
совокупность ознакомления и изучения творчества и экологической культуры.
Творчество является источником новых позитивных переживаний ребѐнка,
которые рождают новые креативные потребности, и способствуют развитию
познавательного процесса.
В целях пропаганды энерго- ресурсосбережения, раздельного
накопления отходов, вторичного использования ресурсов, формирования
энергосберегающего типа мышления в программу в веден специальный раздел
«Экологическая культура». Обучающиеся
знакомятся с принципами
раздельного накопления отходов, правилами и способами сортировки отходов в
быту, а также с организацией инфраструктуры переработки вторсырья.
Благодаря тому, что данная программа основана на изучении творчества с
привязкой к экологии, обучающиеся активно вовлекаются в социальнозначимые проекты.
Педагогическая целесообразность программы.
Организация занятий детей с ОВЗ в рамках программы «Мир вокруг
меня»,
опирается
на
коррекционно-развивающую,
образовательную
направленность специальных взаимодействий на личность обучающихся,
направленных на недостаток их развития. Природоохранная деятельность с ее
особыми образовательными и воспитательными возможностями в сочетании с
социально-психологической ориентацией в современной предметной среде
обеспечивает профессиональную подготовку, дает правильное понимание
места человека и создаваемой им среде в природе и обществе. Все это в
конечном итоге содействует становлению личности детей с особенностями
развития, определению жизненной позиции. Перемены, происходящие в
современном
обществе,
требуют
ускоренного
совершенствования
образовательного пространства, учитывающие государственные, социальные и
личностные потребности и интересы. Одна из основных особенностей
развития современного общества состоит в том, что бы воспитать
самостоятельных, инициативных людей. Программа «Мир вокруг меня»
способствует формированию у детей таких качеств личности как гражданская
инициатива, трудолюбие, патриотизм, экологическое сознание.
Цель программы:
создание условий для формирования всесторонне развитой личности
обучающегося, способной к познанию и творчеству, самореализации и
успешной социализации в обществе.

Задачи:
1. Развить понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека;
2. Способствовать развитию знаний экологической культуры;
3. Научить применять полученные знания па практике;
4. Обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для
обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе: с
использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;
5. Воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных
видов деятельности;
6. Формирование интереса к творческой, поисковой деятельности в рамках
реализации дополнительной программы.
Воспитательные:
- формирование культуры общения и поведение в социуме;
- заложить основы экологического образования и воспитания;
- заинтересовать и мотивировать к изучению курса программы;
-воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, уважение к чужому труду, аккуратности, бережному
отношению к природе,
- формировать познавательный интерес к декоративно-прикладному
творчеству.
Обучающие:
- способствовать овладению назначений объектов и их изучения;
- узнавание и называние изученных объектов;
- основы экологии;
- представление основных правил безопасного поведения в природе и
обществе;
- знание требований к режиму дня и понимание необходимости его
выполнения;
- овладение навыками детского творчества;
-изучить взаимосвязи природной среды и культурных традиций, нашедших
своѐ отражение в предметах декоративного прикладного искусства;
- способствовать к применению экологических знаний на практике.
Развивающие:
-развивать устойчивый интерес к творческой и поисковой деятельности
способности;
-развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления,
художественного вкуса;
-развитие образного и логического мышления;
-развивать умение достаточно самостоятельно принимать решение;
- выполнение задания без текущего контроля педагога, оценка своей работы,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы.
Личностные учебные действия:

- осознание себя как обучающегося, заинтересованного обучением;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении образовательных заданий, поручений,
договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и
быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с взаимодействия с
окружающим миром.
Характеристика программы:
Направленность программы – художественная.
Тип: традиционная
Вид: адаптированная
Язык обучения: русский
Уровень освоения: стартовый/базовый
Объѐм и срок освоения программы:
программа на 2 года обучения, 36 часов в год.
Режим занятий
1 раз в неделю по одному академическому часу, 1 академический час - 40 мин.
Форма обучения – очная на дому.
Тип занятий – комбинированный.
Адресат программы: от 6 до 18 лет.
Формы и методы обучения.
Форма обучения – очная.
При реализации программы предусмотрены физкультминутки, выходы на
экскурсии, посещение тематических выставок, краеведческого музея, участие в
экологических мероприятиях и акциях.
Методы:
- многократное повторение приѐма, для прочного усвоения знаний и
умений;
- словесный метод (устное изложение, рассказ, объяснение, беседа);

- наглядный метод (метод иллюстраций, показ видеоматериалов);
- практический метод (показ педагогом приѐмов исполнения, наблюдение,
практическая работа по образцу);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- творческий метод (самостоятельная работа, анализ);
Формы:
- совместные действия обучающихся и педагога, действия по подражанию (в
основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- наблюдения в ходе прогулок и экскурсий за явлениями природы, предметами
окружающего мира, живыми объектами;
- определение предметов их функциональное назначение, свойства и качества,
для более точного их восприятия;
- ориентирование на местности;
- игровая программа;
- семейные праздники;
- презентация.
При реализации АДООП «Мир вокруг меня» педагог организует и проводит
семейные мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда и
(или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей).
Воспитание.
1.Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- установление эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими;
-формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с
особыми образовательными потребностями;
-поощрение достижений детей, проявление ими активности, инициативы,
активной жизненной позиции в процессе реализации программы и после ее
завершения.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
-освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности

(идентичности);
-формирование у детей чувства гордости за свой край, уважение к его истории
и традициям, а также развить интерес к его культуре, в том числе казачьей;
-расширять знания детей о Донском крае, его истории, географии и традициях;
-ознакомление с культурой донского казачества, его бытом, обычаями,
обрядами;
-изучение народных песен, танцев, сказок, былин, связанных с Донским краем;
-развитие связанной речи, коммуникативных навыков, речемыслительной
памяти (использование пословиц и поговорок);
-формирование бережного отношения к природе Донского края;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие навыков
совместной деятельности в играх, песнях, танцах.
2.Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей
среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных
отношений на основе российских традиционных духовных ценностей
осуществляется на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является
организация их взаимодействия в подготовке и проведении календарных
праздников с участием родителей (законных представителей),
театрализованных выступлений на эколого-просветительских мероприятиях
МБУ ДО ЭБЦ.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы:
метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного
примера (педагога и других взрослых, детей), метод упражнений (приучения),
метод одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с
учетом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей) и
стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного), метод
переключения в деятельности, метод воспитания воздействием группы, в
коллективе.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
образовательной деятельности по месту жительства обучающихся, а также на
выездных мероприятиях в других организациях с учетом установленных правил
и норм осуществления образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогу, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей
(законных представителей) в процессе реализации программы (отзывы
родителей (законных представителей), интервью с ними) и после ее завершения

(итоговые исследования результатов реализации программы за учебный
период, учебный год).
4.Календарный план воспитательной работы
№п/п Название события,
Сроки
Форма
мероприятия
проведения проведения

1

Праздник «Эколята сентябрь
–
защитники
природы»

2

Беседа
«Секреты октябрь
воспитания
вежливого человека»
Беседа
«Символы ноябрь
страны. Я – патриот
России!»

3

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Выездной
Фотои
праздник на видеоматериалы с
уровне
выступлением
МБУ
ДО детей
ЭБЦ
Праздник
Фотои
на Адресе
видеоматериалы
Праздник
на Адресе

Фотовидеоматериалы
выступлением
детей
Фотовидеоматериалы
выступлением
детей
Фотовидеоматериалы

и
с

Фотовидеоматериалы
выступлением
детей
Праздник
Фотона Адресе
видеоматериалы
выступлением
детей
Выездной
Фотопраздник на видеоматериалы
уровне

и
с

4

Праздник
«День декабрь
матери-казачки»

Праздник
на Адресе

5

Праздник
декабрь
«Новогодняя
шкатулка семейных
ценностей»
Акция
«Каждой январь
пичужке
по
кормушке»

Праздник
на Адресе

6

7

Праздник «Сердца март
мамы нет добрей»

8

Праздник
«День апрель
весеннего
древонасаждения»

Праздник
на Адресе

и
с
и

и
с
и

9

Беседа «Традиции и апрель
обычаи моей семьи»

10

Акция
«Окна май
Победы»,
«Георгиевская
ленточка»
Праздник
«День июнь
эколога в России»

11

МБУ
ДО
ЭБЦ
Праздник
Фотои
на Адресе
видеоматериалы с
выступлением
детей
Праздник
Фотои
на Адресе
видеоматериалы
Выездной
праздник на
уровне
МБУ
ДО
ЭБЦ

Фотои
видеоматериалы с
выступлением
детей

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Учебный план 1 год обучения

№

Название раздела,
темы
Раздел 1. Введение

1

2

Раздел 2. Экологическая
культура
Раздел3. Времена года

3

5

Раздел 4. Взаимосвязь
природы и человека
Раздел 5. Творческая
мастерская

6

Раздел 6. Охрана
окружающей среды

4

Итог

Количество учебных часов
Форма
теория практика контроля
всего
опрос,
педагогичес
1
1
2
кое
наблюдение
опрос,
диагности
2
4
6
ческая
игра
опрос,
диагности
1
3
4
ческая
игра
опрос,
4
4
8
викторина
опрос,
2
8
практичес
10
кая работа
опрос,
3
3
практичес
6
кая работа
13
23
36

Содержание учебного плана
1 год обучения
1.
Введение (2 ч.)
Теория: организационное занятие. Знакомство. Игра «Я – твой друг». Вводный
инструктаж по ТБ.
Практика: занятие на внимание и восприятие «Я умею, я могу», «Всегда готов»
2.
Экологическая культура (6 ч.)
Теория: экология – наука о «Доме», правила поведения в природе.
Практика: мультфильм «Защитники природы». Игра «Экологический
лабиринт».
Теория: живая и неживая природа, экологические сказки.
Практика: зарисовки природы (работа с цветными карандашами). Загадки о
природе.
Теория: вода – основа жизни. Свойства воды и ее состояния. Круговорот воды
в природе.
Практика: практическая работа «Три состояния воды».
Теория: чистая планета. Мультфильм «Эколята – защитники природы».
Познавательная игра «Виды ТКО. Сортировка мусора».
Теория: я и окружающий мир. Экологические знаки.
Практика: игра «Бродилка в лесное царство»
Теория: опрос по разделу.
Практика: практическая работа «Вторая жизнь отходов».
3.
Времена года (4 ч.)
Теория: времена года. Сезонные изменения в природе.
Практика: игра «Времена года». Зарисовки последовательности годового
цикла.
Теория: способы наблюдения в природе. Понятие «Климат».
Практика: зарисовки природных осадков. Игра «Природные явления».
Теория: растения и животные в разное время года. Правила ТБ.
Практика: лепка из пластилина на плоскости. Пальчиковая работа,
растягивание.
Теория: признаки времѐн года. Народные приметы.
Практика: творческая работа «Солнышко – эколето». Игра на развитие
дыхания.
4.
Взаимосвязь человека и природы (8 ч.)
Теория: ориентирование на местности.
Практика: работа по карточкам. Раскрашивание по шаблону.
Теория: план моего маршрута.
Практика игра с ситуативными заданиями «Путь домой».
Теория: описание местности.
Практика: изучение базовых топографических знаков. Игра на запоминание
«Письмо туриста».

Теория: охрана природы – заповедники Донского края. «Красная книга»
Ростовской области.
Практика: работа с пластилином, лепка из пластилина «Животные».
Теория: как мы устроены. Частей тела, органов пищеварительной системы.
Практика: выполнение задания по карточкам. Раскрашивание, зарисовки
органов обоняния и осязания.
Теория: здоровое питание. Овощи и фрукты. Вредные привычки.
Практика: творческое задание, раскрашиваем красками «Фрукты», «Овощи»
Теория: растительный мир вокруг меня. Деревья и кустарники.
Практика: зарисовка «Деревья и кустарники моего двора».
Теория: классификация растений. Загадки о растениях.
Практика: творческое задание, лепка на плоскости «Полевые цветы».
5.
Творческая мастерская (10 ч.)
Теория: виды материалов и их свойства. История изготовления бумаги. Виды
творчества из бумаги. Правила ТБ.
Практика: работа в технике «Декупаж».
Теория: что такое моделирование. Модель, пропорция, плоскость, объѐм,
шаблон, трафарет.
Практика: работа в технике «Монотипия». Правила ТБ.
Теория: радуга красок природы. Базовая цветовая палитра красок. Природные и
искусственные краски. Правила пользования кисточкой и красками. Изучение
цветовой палитры при смешивании красок.
Практика: творческое задание «Фон амбре».
Теория: история керамики. Базовые виды росписи по керамики
Практика: роспись деревянных ложек в стиле «Хохлома».
Теория: лепка из различного материала. Инструменты и приспособления.
Практика: изготовление массы для лепки из отходов бумажной продукции.
Техника изготовления массы. Лепка на плоскости.
Теория: глина и еѐ свойства. Правила ТБ. Приспособления для лепки
«Гончарный круг». Пропорции массы из глины.
Практика: лепка на гончарном круге.
Теория: виды техник работы с ножницами. Правила ТБ. Мастер - класс
педагога «Разрез различных видов линий».
Практика: игра «Вырезаем геометрические фигуры».
Теория: творчество из ТКО. Правила ТБ. Виды клея и из свойства. Алгоритм
творческой работы. Творческая объѐмная работа.
Практика: заготовка деталей из природного материала и их соединение в
композицию.
Теория: что такое контур. Развивающая игра «Рисуем двумя руками».
Практика: выполнение задания в геометрических фигурах контура квадрат,
круг, ромб.
Теория: бумажная продукция. Виды и свойства бумаги.
Практика: творческая мастерская «Экоручка».

6.
Охрана окружающей среды (6 ч.)
Теория: экологические сказки «Почему у земли платье зеленое», «Могучая
травинка», «История одной Капли».
Практика: мастерская фантазии, составление сказки «Нет места мусору»
Теория: почва и еѐ свойства. Виды почв Ростовской области.
Практика: экологическая игра «Природные ископаемые».
Теория: дикорастущие растения. Загадки о растениях. Ядовитые растения.
Практика: зарисовка частей растения.
Теория: лекарственные растения. Первоцветы.
Практика: практическая работа «Закладка семян в почву».
Теория: среда обитания живых организмов.
Практика: экологическая игра «Короб жизни».
Теория: классификация животных. Животный мир Миллеровского района.
Практика: экологическая игра «Ноев Ковчег».
Учебный план 2 год обучения
№

Название раздела,
темы
Раздел 1. Введение

1

2

Раздел 2. Экологическая
культура

3

Раздел3. Нормы и секреты
здоровья

4
5

Раздел 4. Взаимосвязь
природы и человека
Раздел 5. Азбука
природолюбия
Раздел 6. Кто я? Какой я?

6
Итог

Количество учебных часовФорма
контроля
всего теория практика
опрос,
педагогическ
2
2
ое
наблюдение
опрос,
2
4
диагностич
6
еская игра
опрос,
1
3
диагностич
4
еская игра
опрос,
4
4
8
викторина
опрос,
2
8
практическ
10
ая работа
опрос,
3
3
практическ
6
ая работа
14
22
36

Содержание учебного плана
2 год обучения
1.
Введение (2 ч.)
Теория: план работы на учебный год. Техника безопасности на занятиях.

Правила личной гигиены.
Практика: упражнения и задания на внимание.
Теория: азбука природолюбия. Экологическая игра «Опиши объект природы»
Практика: игра с ситуативными заданиями «Я - Смелый!».
2.
Экологическая культура (6 ч.)
Теория: влияние сезонных явлений на человека. Что такое Климат.
Практика: экологические игры: «Кто где живѐт?», «Когда это бывает?», «Кого
не стало?»
Теория: Эколого-социальное поведение человека.
Практика: рисунок в технике акварель. «Среда обитания – мой дом».
Теория: будь вежлив и внимателен с природой. Правила поведения в природе.
Практика: экологическая игра «Придумай историю о дружбе с природой».
Теория: этапы развития растений и условия для роста и развития.
Практика: практическая работа «Проращивание семян растений в различных
условиях».
Теория: вторая жизнь отходов. Загадки о ТКО.
Практика: экологические игры «Сортировка отходов», «Пищевые отходы –
витамины для природы».
Теория: вторичное использование ТКО, использование в быту.
Практика: практическая работа «Органайзер из пластика».
3.

Секреты здоровья (4 ч.)

Теория: режим дня. Здоровое питание.
Практика: игра «Пищевая сеть». Практическая работа «Чистка и нарезка
овощей».
Теория: гигиена человека.
Практика: развивающая игра «Что сначала, что потом».
Теория: полезные и вредные привычки.
Практика: игры «Разложи по порядку», «Правила здоровья».
Теория: действия в чрезвычайных ситуациях. Правила поведения в
окружающей среде и местах массового скопления людей.
Практика: игры с ситуативными заданиями «Я – потерялся», « Служба
спасения», «Мой адрес».
4.
Взаимосвязь природы и человека (8 ч.)
Теория: ориентирование на местности. Компас. Топографические знаки.
Практика: зарисовка «Топографические знаки».
Теория: что такое маршрут, что такое путь.
Практика: практическая работа «Топографическая карта местности».
Теория: логическая последовательность.
Практика: развивающая игра. Алгоритм речевого изложения «Мой путь».
Теория: охрана природы.
Практика: экскурсия «Наблюдения в окружающем мире». Загадки природы.

Теория: мир удивительных и редких животных. Загадки о животных.
Практика: самостоятельная творческая работа в технике «Геометрическая
аппликация животных».
Теория: удивительные растения. Загадки о растениях.
Практика: самостоятельная работа в художественной технике «Мой сказочный
цветок».
Теория: особо охраняемые природные территории Ростовской области.
Практика: виртуальная экскурсия по ООПТ Ростовской области.
Теория: особо охраняемые природные территории Миллеровского района.
Практика: виртуальная экскурсия по ООПТ Миллеровского района.
5.

Азбука природолюбия (10 ч.)

Теория: безопасность в окружающем мире. Правила безопасности в лесу,
правила поведения вблизи водоѐма, транспорте, правила общения с
посторонними лицами.
Практика: экскурсия в окружающий мир: «Дом, улица, транспорт, магазин».
Теория: «Опасные шалости», «Умей сказать нет!»
Практика: экологические сказки «Сила Дождя и Дружбы», «Медовая сказка».
Теория: виды транспорта и их предназначение.
Практика: экологическая игра «Экотвистер».
Теория: вред и польза социальных сетей. Правила безопасного пользования
сотовым телефоном.
Практика: игры с ситуативными заданиями «Реклама», «Знакомство».
Теория: безопасность дома.
Практика: рисунок «Я и моя семья».
Теория: правила этикета. Нормы поведения и приѐма пищи за столом.
Практика: рисунок «Сервировка стола».
Теория: дружить с природой. «Друг познаѐтся в беде».
Практика: экологическая игра «Придумай историю о дружбе с природой.
Теория: заботиться о природе.
Практика: экологическая игра «Сравнение».
Теория: календарь природы.
Практика: экологическая игра «Как устроена Земля».
Теория: наблюдения в природе.
Практика: экологическая игра «Что будет, если…».
6.

Кто я? Какой я (6 ч.)

Теория: жесты и эмоции человека.
Практика: игра с ситуативными заданиями «Радость и грусть», «Дружба и
любовь», «Зависть и злорадство», «Удивление и испуг», «Печаль и стыд».
Теория: мы все разные, но мы - едины. Презентация «Народы России».
Практика: рисунок символики страны.
Теория: кто такие волонтѐры.

Практика: практическая работа «Кормушка для птиц».
Теория: семейные ценности. Домашний театр.
Практика: театрализованная постановка «Репка».
Теория: обратная связь и эмоциональная оценка настроения.
Практика: упражнение на настроение «Галерея эмоций».
Теория: копилка добрых дел. Пословицы о доброте.
Практика: экологические игры «Найди чудо», «Чудеса, да и только».
Календарный учебный график.
Год
Дата
Дата
обучения начала окончания
занятий занятий
2год

Всего
учебных
недель
36

Всего
учебных
дней
36

Всего
Режим
учебных занятий
часов
36
1 раза в
неделю
по
1
учебному
часу

Предполагаемый результат обучения.
Динамика развития
обучающихся отслеживается по мере реализации
индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по
которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении
программы. В случае невозможности освоения, из-за тяжести физических и
(или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке
психолого–медико-педагогической комиссией, результатом коррекционной
работы является формирование практически-ориентированных навыков и
социализация воспитанников.
В результате обучения по программе
обучающийся:
будет знать... - будет уметь... - будет
иметь представление...
будет стремиться...
будет обучен...
овладеет понятиями...
получит навыки...
расширит представления...
научится делать...

В результате обучения по программе
обучающийся:
будет сформирована устойчивая
потребность...
-будут воспитаны морально-волевые
нравственные качества;
будет развита устойчивая потребность
к самообразованию;
будет сформирована активная
жизненная позиция...
будут развиты творческие
способности...
- будет воспитано уважение к нормам
коллективной жизни

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог
использует наглядные пособия следующих видов:
- естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые
объекты и не живые объекты);
- объемный; макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий);
- схематический или символический (оформленные стенды и планшеты,
таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки,
шаблоны и т.п.);
- картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды,
диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
- звуковой (аудиозаписи);
- смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
- дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал,
вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические
задания, упражнения и др.)
Материалы: текстильные отрезы ткани, поролон, набивочный материал,
капроновые и атласные ленты, нити, кусочки эко кожи, цветная бумага,
ватман, альбом, цветной картон, фольга, древесина, клей ПВА, клеящий
пистолет.
Природный материал: стебли растений, цветы, соцветия, шишки, листья.
Материал ТКО: пластмассовая продукция, текстиль, картонные изделия,
упаковочная тара, фольга, древесина.
Инструменты и приспособления: простые карандаши, линейки, фломастеры,
цветные карандаши, цветные мелки, иглы для ручной работы, пластилин,
ножницы, кисти художественные.
Необходимое оборудование: столы, стулья, проектор для демонстрации медиафайлов, ноутбук, микроскоп, бинокль, лупа.
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации. (п.3.1 –
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. 19 №
298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ
№273 ст.46, ч.1).

Формы контроля и аттестации.
Могут применяться следующие формы контроля:
фронтальный устный опрос
индивидуальный устный опрос
анкетирование
викторина
индивидуальное задание
выставка творческих работ
тестирование
педагогическое наблюдение
экологическая игра
защита проекта
практическая работа
самостоятельная работа.
Методическое обеспечение
Для каждого занятия формы и методы обучения подбираются с учѐтом
характера излагаемого материала, учебного плана работы объединения.
Используемые педагогические технологии:

технология сотрудничества (при выполнении практических работ,
совместном решении некоторых типов проблемных заданий, проведении
экскурсий)

личностно-ориентированное
развивающее
обучение
(учет
индивидуальных особенностей обучающихся)

технология проблемного обучения (освоение отдельных тем в форме
решения проблемных ситуаций)

технологии поисковой и исследовательской деятельности на разных
уровнях (анализ литературных и Интернет-источников, сбор оригинальных
данных с использованием современных методик исследований, анализ
полученных результатов, обобщение выводов).
Выбор перечисленных педагогических технологий определяется как
психологическими особенностями обучающихся, так и характером
осваиваемого
материала.
Используемые
технологии
способствуют
стимулированию познавательной активности обучающихся, разнообразию
мотиваций в ходе совместной и индивидуальной учебной деятельности.
Диагностический инструментарий
Вид
диагностики
Цель
диагностики

Вводная
(нулевая)
Выявление
стартовых
возможностей и
индивидуальных

Промежуточная

Итоговая

Отслеживание
динамики
развития каждого
ребѐнка по

Подведение
итогов освоения
образовательной
программы.

Сроки
проведения
диагностики
Форма
диагностики

Параметры
оценки

Критерии
оценки

особенностей
обучающихся в
начале цикла
обучения.
Третья неделя
обучения
Беседа,
тестирование, не
сложные
практические
задания.
Прогнозирование
возможности
успешного
обучения на
данном этапе.
Способность
ребѐнка выполнять
задания лѐгкого
уровня.

Система оценки Система трѐх
уровней: высокий,
средний, низкий.
Карта входящей
Форма
диагностики.
фиксации
результатов
Общий уровень
Направления
творческих
анализа
способностей

усвоению
образовательной
программы.
Начало второго
полугодия (можно
по разделам
программы).
Собеседование,
тестирование,
творческие и
самостоятельные
работы.
Изучение
динамики
освоения
содержания курса.

Конец учебного
года

Способность
ребѐнка выполнять
задания среднего
уровня.

Способность
ребѐнка
выполнять
задания сложного
уровня.
Система трѐх
уровней: высокий,
средний, низкий.
Таблица
результатов
диагностики.
Уровень усвоения
образовательной
программы по
итогам года.

Система трѐх
уровней: высокий,
средний, низкий.
Таблица
результатов
диагностики
Уровень усвоения
образовательной
программы по
разделам.

Контрольные
знания,
практические
работы, выставки.
Теоретические
знания,
практические
умения, навыки.

V. Список литературы.
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
2.Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. «Концепция
развития дополнительного образования детей»;
3.Приказ Министерства просвещения РФ от 22 июля 2022 г. N 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
6.Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
7.Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС-1780/07 «О
направлении эффективных моделей дополнительного образования для
обучающихся с ОВЗ».
8.Азбука эмоций: Практическое пособие по работе с детьми ОВЗ, имеющими
отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.. Автор:
Ковалец И.В. 2004 год.
9.Семаго Н.Я. "Технология определения образовательного маршрута для
ребенка с ограниченными возможностями здоровья". (Методическое пособие).
2010 год.
10.М.С. Старовѐрова Настольная книга педагога, работающего с детьми ОВЗ.
2019 год.
11.Зинкевич -Евстигнеева Т.Д., Нискевич Л.А. Как помочь «особому» ребѐнку.
Книга для педагогов и родителей.2021 год.
12.Зинкевич –Евстигнеева, Зинкевич: Воспитание Доброй сказкой.
Сказкотерапия для детей и родителей. 2021 год.
13.Клаус Фоппель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.
14.Все в твоих руках!" Серякина Анна Викторовна, Павленко Венера Равиловна
Универсальные действия: в формировании мышления https://rospsy.ru/node/351.
15.Безопасность в сети Интернет" Викторова Екатерина Александровна,
Лобынцева Ксения Георгиевна Социальная адаптация: в форме отклонений от

социальных норм https://rospsy.ru/node/286.
16.Тренинговые занятия с младшими подростками Жизненные навыки под
редакцией С.В.Кривцовой – Генезис 2012 год.
17. Тропинка к своему Я" Авторы: Хухлаева О.В. , Хухлаев О.Е , Первушина
И.М. 5-6,7- Уроки психологии в средней школе.
18. Волшебный мир народного творчества/под ред.Т. Я. Шпикаловой М.:
Просвещение, 2015. 150 с.
19.Фрейн Ш. Научись лепить забавных животных.- Минск, «Попурри», 2003.
20.Стародуб К., Ткаченко Т. Лепим из пластилина.- «Феникс» Ростов-на-Дону,
2003.
21.Т.Геранимус. «Я всѐ умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому
обучению 2класс.» - М.: Аст-Пресс школа, 2007г. - 176с.
22.Л.В.Юртакова «Квилинг: создаѐм компазицию из бумажных лент» /
Л.Юртакова, А.Юртакова. - М.: Эксмо, 2012г. - 64с.
23.Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.
М., 2001.

Приложение 1
Календарный учебный график программы «Мир вокруг меня» 1 год
обучения
№ Дата Тема занятия
п/
п

Кол Время
-во проведе
час ния
ов

Форма
занятия

Место
Форм
проведени а
я
контр
оля

Раздел 1. Введение – 2 ч.
1

2

Организацион 1
ное
занятие.
Знакомство.
Игра «Я – твой
друг».
Вводный
инструктаж по
ТБ.

рассказ

беседа

беседа

устны
й
опрос

Внимание
и 1
восприятие «Я
умею, я могу»,
«Всегда готов»

занятиеигра

педаго
гическ
ое
наблю
дение

мастеркласс
экскурсия
практичес
кая
работа

педаго
гическ
ое
наблю
дение

Раздел 2. Экологическая культура – 6 ч.
3

Экология –
наука о
«Доме»

1

занятиеигра

устны
й
опрос

4

Живая и
неживая
природа

1

занятиеигра

виктор
ина

5

«Вода – основа 1
жизни»

беседа

устны
й
опрос

6

«Чистая
планета»

занятиеигра

устны
й

1

опрос
7

«Экологически 1
е знаки»

занятиеигра

виктор
ина

8

«Вторая жизнь
отходов»

практичес
кая
работа

педаго
гическ
ое
наблю
дение

1

Раздел 3. Времена года – 4 ч.
9

Сезонные
изменения в
природе

1

занятиеигра

виктор
ина

10

«Климат»

1

занятиеигра

устны
й
опрос

11

Природные
явления

1

занятиеигра

устны
й
опрос

12

«Солнышко –
эко лето»

1

практичес
кая
работа

педаго
гическ
ое
наблю
дение

Раздел 4. Взаимосвязь природы и человека – 8ч.
13

Ориентирован
ие на
местности

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

14

План моего
маршрута

1

экскурсия

устны
й
опрос

15

Топография

1

занятиеигра

устны
й
опрос

16

Заповедники
Донского края

1

Беседа.
Практиче
ская

устны
й
опрос

работа
17

«Как мы
устроены?»

1

Беседа.
Практиче
ская
работа

устны
й
опрос

18

Здоровое
питание и
вредные
привычки

1

Практиче
ская
работа

виктор
ина

19

Деревья и
кустарники.

1

занятиеигра

виктор
ина

20

Классификаци
я растений

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

Раздел 5. Творческая мастерская-10 ч.
21

Виды
материалов и
их свойства

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

22

Моделировани
е

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

23

«Радуга красок 1
природы»

практичес
кая
работа

виктор
ина

24

«Керамика»

1

практичес
кая
работа

виктор
ина

25

Лепка на
плоскости

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

26

«Гончарный
круг»

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

27

Геометрически 1
е фигуры

практичес
кая
работа

педаго
гическ
ое

наблю
дение
28

Алгоритм
творчества
ТКО

1

практичес
кая
работа

виктор
ина

29

«Что такое
контур?»

1

занятиеигра

педаго
гическ
ое
наблю
дение

30

Бумажная
продукция

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

Раздел 6. Охрана окружающей среды – 6 ч.
31
Экологические 1
беседа
сказки

виктор
ина

32

Почва и еѐ
свойства

1

занятиеигра

устны
й
опрос

33

Дикорастущие
растения

1

практичес
кая
работа

виктор
ина

34

Лекарственные 1
растения

практичес
кая
работа

виктор
ина

35

Среда
обитания
живых
организмов

1

занятиеигра

устны
й
опрос

36

Классификаци
я животных

1

занятиеигра

устны
й
опрос

Приложение 1
Календарный учебный график программы «Мир вокруг меня» 2 год
обучения
№ Дата Тема занятия
п/
п

Кол Время
-во проведе
час ния
ов

Форма
занятия

Место
Форм
проведени а
я
контр
оля

Раздел 1. Введение – 2 ч.
1

План работы 1
на
учебный
год. Правило
ТБ.

беседа

педаго
гическ
ое
наблю
дение

2

Азбука
природолюбия

занятиеигра

педаго
гическ
ое
наблю
дение

1

Раздел 2. Экологическая культура – 6 ч.
3

Влияние
сезонных
явлений на
человека

1

занятиеигра

устны
й
опрос

4

Экологосоциальное
поведение
человека

1

практичес
кая
работа

виктор
ина

5

Правило
поведения в
природе

1

занятиеигра

устны
й
опрос

6

Условия и
1
этапы развития
растений

занятиеигра.
Практиче
ская

устны
й
опрос

работа
7

Вторая жизнь
отходов

1

занятиеигра

виктор
ина

8

Вторичное
использование
ТКО

1

практичес
кая
работа

педаго
гическ
ое
наблю
дение

Раздел 3. Секреты здоровья – 4 ч.
9

Режим дня

1

занятиеигра

устны
й
опрос

10

Гигиена
человека

1

занятиеигра

устны
й
опрос

11

Полезные и
вредные
привычки

1

занятиеигра

устны
й
опрос

12

Действия в
чрезвычайных
ситуациях.

1

занятиеигра

педаго
гическ
ое
наблю
дение

Раздел 4. Взаимосвязь природы и человека – 8ч.
13

«Компас»
1
ориентировани
е на местности.

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

14

«Что такое
маршрут, что
такое путь»

1

экскурсия

устны
й
опрос

15

Алгоритм
речевого
изложения
«Мой путь»

1

занятиеигра

устны
й
опрос

16

Охрана
природы

1

экскурсия

устны
й

опрос
17

Удивительные
и редкие
животные

1

Практиче
ская
работа

виктор
ина

18

Удивительные
растения

1

Практиче
ская
работа

виктор
ина

19

Особо
охраняемые
природные
территории
Ростовской
области

1

экскурсия

устны
й
опрос

20

Особо
охраняемые
природные
территории
Миллеровског
о района

1

экскурсия

устны
й
опрос

Раздел 5. Азбука природолюбия -10 ч.
21

Безопасность в 1
окружающем
мире

экскурсия

устны
й
опрос

22

«Опасные
шалости»

1

занятиеигра

устны
й
опрос

23

Виды
транспорта и
их
предназначени
е

1

занятиеигра

виктор
ина

24

«Социальная
сеть» вред и
польза

1

занятиеигра

устны
й
опрос

25

Безопасность
дома

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

26

Правила
этикета

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

27

«Друг
познаѐтся в
беде»

1

занятиеигра

педаго
гическ
ое
наблю
дение

28

«Календарь
природы»

1

занятиеигра

виктор
ина

29

«Как устроена
Земля»

1

занятиеигра

устны
й
опрос

30

«Наблюдения
в природе»

1

занятиеигра

устны
й
опрос

занятиеигра

устны
й
опрос

Раздел 6. Кто я? Какой я – 6 ч.
31
Жесты и
1
эмоции
человека
32

«Мы все
разные, но мы
– едины»

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

33

«Кто такие
волонтѐры»

1

практичес
кая
работа

устны
й
опрос

34

«Семейные
ценности»

1

практичес
кая
работа

виктор
ина

35

«Галерея
эмоций»

1

занятиеигра

устны
й
опрос

36

«Копилка
добрых дел»

1

занятиеигра

устны
й
опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».