ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа МБУ ДО ЭБЦ разработана в соответствии с: - Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; - Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; - Приказом министерством образования и науки РФ от29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановлением Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - Приказом Минобразования Ростовской области от 01.03.2016 № 115 «Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации №16 от 30.06.2020г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19»; - Порядком применения МБУ ДО ЭБЦ электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ (приказ №11/од от 20.03.2020г.). Эколого-биологический центр, как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, призван удовлетворять образовательные потребности граждан, общества и государства в области образования и экологического воспитания, направленных на личностное развитие каждого обучающегося, на удовлетворение его эмоциональных, интеллектуальных, познавательных, социальных и др. потребностей; создания условий для самоопределения и самореализации личности воспитанников, развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Современный этап развития системы дополнительного образования во ориентирован на режим инновационного развития, что проявляется во внедрении инновационных технологий творческого развития воспитанников в образовательный процесс. Актуальной становится такая система образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Это требует усиления внимания к проблеме повышения качества дополнительного образования, а, следовательно, и определения новых подходов к разработке образовательных программ эколого-биологического направления, выявлению стратегий и направлений их инновационного развития. Доминантной установкой в реализации образовательной программы выступает ориентация на развитие мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, исследовательской деятельности, труду. Экологическое образование в целях устойчивого развития России – это не просто система знаний, на которых строится любой учебный предмет. Это – стиль мышления рачительного хозяина своей страны, который предвидит экологические риски и предупреждает своими действиями возможный экологический ущерб. Это новый элемент современной культуры и профессиональной деятельности любого человека. Образовательная программа экологического центра предназначена к использованию на протяжении всего срока реализации учебных планов, на основании которых она подготовлена. Цель образовательной программы эколого-биологического центра: Создание эффективной образовательно – воспитательной среды, интегрирующей опыт и потенциал педагогического коллектива. Программа направлена на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном и художественноэстетическом развитии; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - создание условий для выявления, поддержки и развития обучающихся, мотивированных на получение образования в области эколого-биологической направленности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - обучение, воспитание и развитие каждого обучающегося с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей в области художественной, естественнонаучной, туристскокраеведческой деятельности; - формирование общей культуры, в том числе воспитание экологической культуры и формирование экологического сознания у обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе. При этом учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, национально – культурные традиции. Задачи: - обеспечение условий для реализации дополнительных общеобразовательных программ; - создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития обучающихся; - использование традиционных и инновационных технологий, направленных на совершенствование образовательно– воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей и интеллектуальное развитие; - повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования. Основные принципы построения и реализации Образовательной программы: - учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития детей; - системность в отборе, интеграция задач интеллектуально – познавательного, художественного, экологического, социального развития обучающихся, обогащения содержания образования; - деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации деятельности обучающихся; - сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения. В Учреждении действует 39 объединений, которые работают на базе 11 общеобразовательных учреждений города и района с охватом 632 обучающийся: МБОУ гимназия № 1, адрес: г. Миллерово, ул, Плеханова, 8 МБОУ СОШ № 2, адрес: г. Миллерово, ул. Осоавиахима, 15 МБОУ лицей № 7, адрес: ул. Квартал им. Маршала Ефимова, 9 МБОУ Первомайская СОШ, адрес: Миллеровский район, х. Малотокмацкий, ул. Школьная, 3 МБОУ Колодезянская СОШ: с. Колодези, ул. Советская, 13 МБОУ Кудиновская ООШ, с. Кудиновка, ул. Победы, 27 МБДОУ Ивановский д/с, адрес: Миллеровский район, х. Ивановка, ул. Черемушки, 25 МБДОУ д/с №2, адрес: г. Миллерово, ул. Льва Толстого, 31 МБДОУ д/с №3, адрес: г. Миллерово, ул. Менделеева, 35 МБДОУ д/с №14, адрес: г. Миллерово, ул. Дмитрия Кравцова, 1 МБДОУ д/с №10, адрес: г. Миллерово, ул. Думенко, 34 В 2022-2023 учебном году в экологическом центре реализуется 17 дополнительных общеобразовательных программ следующих направленностей: № п/п 1 2 3 Направленность Естественнонаучная Художественная Туристско-краеведческая Итого Кол-во программ 9 4 4 17 % 52,94 23,53 23,53 100 Сроки реализации дополнительных образовательных программ Программы со сроком реализации 1 год От 2 до 3 лет Кол-во программ 1 16 Доля программ от общего кол-ва (%) 5,9 94,1 Уровни реализации дополнительных образовательных программ Программы со сроком реализации Дошкольного образования Начального общего образования Основного общего образования Среднего (полного общего образования) Кол-во программ 3 Доля программ от общего кол-ва (%) 17,6 4 23,6 7 41,2 3 17,6 Преподавательский состав Параметр Педагог дополнительного Количество 11 Образование Высшее Среднее профессиональное профессиональное 7 4 Иное - образования Методист Количество работников, имеющих квалификационную категорию, из них Высшую Первую Соответствие занимаемой должности Без категории 2 2 - - 3 2 2 3 1 1 1 1 - 4 2 2 - Для обеспечения образовательного процесса необходимо: - методико-дидактическое обеспечение; - пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности; - фонд литературы по предмету; - видеотека; - набор учебных плакатов по предмету; - участие педагогов в семинарах, курсах повышения квалификации; - проведение открытых занятий с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства; - технические средства обучения: микроскоп, компьютер, проектор, фото- видеоаппаратура - оборудование передвижной экологической лаборатории. Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий: - активно-деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию; - расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с литературой, подготовка рефератов, сообщений на исследовательскую и практическую деятельность; - опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения); - многообразие форм обучения и воспитания; - социально значимая направленность деятельности; - организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности; - создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины); совершенствование проектной и исследовательской деятельности с обучающимися. Условия реализации программы: - квалифицированные кадры; - наличие учебных кабинетов; - постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, популярная литература по экологии, фотовидеоматериалы); - для непосредственного общения детей с природой имеется учебно-опытный участок, теплица, организуются тематические экскурсии, в летний период организуется учебно-исследовательская экспедиция на базе Центра туризма и экскурсий Миллеровского района. Способы отслеживания и контроля результатов обучения: - самостоятельная разработка текстов сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией; - выполнение исследовательских и практических работ; - контрольные формы работы: тесты, контрольно-познавательные игры; - открытые эколого-познавательные занятия в игровой форме; - участие в районных, областных, всероссийских и международных выставках, конкурсах, конференциях и т.п Информационная карта общеобразовательных дополнительных программ № п/п 1 Разработчик программы Акименко Леля Алексеевна Название программы Тайны природы 2 Горбаткова Анастасия Евгеньевна Зелёная планета Естественнонаучная направленность Аннотация на программу Возраст детей: 12-14 лет. Срок реализации - 2 года. Адаптированная программа ориентирована для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Программа с максимальным включением в содержание занимательного материала, использованием средств наглядности для коррекции и развития познавательной сферы, а также активных форм, методов и приемов обучения, которые являются одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционноразвивающего процесса. Модифицированная программа. Возраст детей:7-9 лет. Срок реализации – 3 года. Цель: сформировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Темы данной программы выстроены в алфавитном порядке, что направлено не только на систематизацию экологических знаний и развитие ассоциативного мышления, но и Программно-методическое обеспечение Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ планируется использование: -сигнальных карточек при выполнении заданий; -опорных схем; -«узелки на память»; -презентации, картинный материал; -игротерапия; -психогимнастика; -релаксация. Методические рекомендации для педагога, карты проведения практических работ, специальная литература, препаровальные инструменты, плитка керамическая для проращивания семян, гербарии с определительными карточками, гербарий основных групп растений. Коллекции семян и плодов, минеральных удобрений. способствует запоминанию букв русского алфавита. 3 Горбаткова Анастасия Евгеньевна 4 Зубкова Марина Алексеевна Эко-радуга Экоазбука Возраст детей 5-6 лет. Срок реализации – 2 года. Программа для дошкольников направлена на то, чтобы открыть ребенку модель возможных взаимоотношений с миром природы, сформировать адекватное экологическое представление о взаимоотношениях с природой, готовность выбрать способы взаимодействия с точки зрения экологической безопасности, как для человека, так и для самой природы. Содержание тем программы построены в алфавитном порядке и способствуют приобретению навыков опытнической, исследовательской и природоохранной работы, навыков здорового образа жизни. Возраст детей 5-6 лет. Срок реализации – 2 года. Программа для дошкольников направлена на то, чтобы открыть ребенку модель возможных взаимоотношений с миром природы, сформировать адекватное экологическое представление о взаимоотношениях с природой, готовность выбрать способы взаимодействия с точки зрения экологической безопасности, как для человека, так и для самой природы. Содержание тем программы построены в Лупы, микроскоп, прибор для демонстрации всасывания воды корнями. Методическая и специальная литература по теме. Дидактический материал. Карточки-инструкции проведения практических и экспериментальных работ. Живые объекты – растения. Оборудование для проведения лабораторных и исследовательских работ. Методическая и специальная литература по теме. Дидактический материал. Карточки-инструкции проведения практических и экспериментальных работ. Живые объекты – растения. Оборудование для проведения лабораторных и исследовательских работ. 5 Васильев Константин Петрович Экологичная социальность 6 Попова Татьяна Анатольевна Зелёная лаборатория алфавитном порядке и способствуют приобретению навыков опытнической, исследовательской и природоохранной работы, навыков здорового образа жизни. Возраст детей: 14-16 лет. Срок реализации: 1 год. Программа направлена на формирование у обучающихся индивидуального мышления и восприятия общественной среды, позволяющих эффективно позиционировать себя в обществе. Нацелена на помощь подросткам найти корректные ориентиры для построения гармоничных (экологичных) взаимоотношений с информацией и обществом как ключевыми факторами окружающей среды. Возраст детей: 9-12 лет. Срок реализации 3 года. Программа составлена для сельской школы, имеющей учебно-опытный участок. В процессе реализации программы создается информационный образ профессий сельскохозяйственной направленности, дает возможность обучающимся использовать собственные знания и умения на практике. Формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения практических работ и наблюдений за плодоовощными культурами. Изучаются основные группы Методическая и специальная литература по теме. Дидактический материал. Карточки-инструкции проведения практических и экспериментальных работ. Учебная литература по растениеводству, дизайну, экологии. «Красная книга Ростовской области». Видеофильмы по растениеводству, флористике. Тесты, задания для творческих работ, сценарии экологических и интеллектуальнопрактических игр. Выпуск газеты «Зеленые странички». Методическая литература для педагога. Коллекции минеральных удобрений растений их многообразие, экологическая, эстетическая и практическая роль, принципы размещения растений, правила ухода. Программа носит эстетический уклон, связанный с оформлением композиций из комнатных растений и сухоцветов. 7 Пикалева Марина Сергеевна Природа глазами детей 8 Пикалева Марина Сергеевна Биотом Набор семян для школьного учебно-опытного участка. Карточки-инструкции проведения практических и экспериментальных работ. Методические рекомендации для педагога, методики проведения опытнической и исследовательской работы, проведения наблюдений. Гербарий, комплект расходных материалов для измерительной системы, коробка для изучения насекомых с лупой, набор лабораторный по природоведению, микроскоп. Наглядные пособия: таблицы, муляжи (фрукты, грибы, овощи), модели –аппликации, модели цветков, лупа ручная. Тесты, викторины. Аудио и видеотека. Авторская программа Возраст детей 16 – 17 Карты проведения практических лет. Срок реализации: 2 года. Курс тесно работ, психологические методики связан с биологией, химией, географией. На по выявлению творческих занятиях закрепляются навыки решения способностей, набор игровых расчетных задач с экологическим тренинговых упражнений, содержанием. Основные экологические дидактические карточки, схемы, понятия рассматриваются на примерах модели, гербарии. Оборудование и Возраст детей 8- 11 лет, срок реализации 3 года. Авторская программа. Обучающиеся получают азы экологических знаний, изучая фрагменты растительных сообществ, цветочно-декоративную флору, наблюдают экологическую обстановку родного города, участвуют в экологических рейдах, экскурсиях с целью изучения источников загрязнения городской среды, знакомятся с Красной книгой Ростовской области. Формируется понятие ценности здоровья и здорового образа жизни. Вырабатывается позитивное, осознанноправильное отношение к природе, природным явлениям и объектам. 9 10 Теплинская Светлана Игоревна Балдина Зинаида Николаевна Эковолонтер Родник природы Донского края. Изучается состав и свойства вещества. Формируются умения оценки состояния окружающей среды, навыки поведения в природе в соответствии с экологическими требованиями. Возраст детей: 13-15 лет Срок реализации – 1 год. Программа направлена на формирование начальных экологических убеждений через природоохранную и волонтерскую деятельность, организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения Туристско-краеведческая направленность Возраст детей 12-15 лет Срок реализации 1 год. Программа предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения обучающихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры, нацелена на формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе инструкции для проведения практических и исследовательских работ. Методическая и специальная литература по теме. Дидактический материал. Карточки-инструкции проведения практических и экспериментальных работ. Живые объекты – растения. Оборудование для проведения лабораторных и исследовательских работ. Методическая литература и специальная литература. Методические рекомендации для педагога. Дидактические материалы (карточки, схемы, тестовые задания и т.п.). Коллекции горных пород и минералов, географические карты, методические карты проведения практических работ, экскурсии. Фото и видеоматериалы родного края. 11 Бурдинова Исследователь- Возраст детей: 12-16 лет. Светлана краевед Срок реализации – 1 год. Васильевна Особенностью организации учебновоспитательного процесса по данной программе является ее практическая и исследовательская направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы обучающихся с целью развития и закрепления навыков научноисследовательской работы. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях объединения. 12 Горбаткова Экологическое Возраст детей: 12-14 лет. Юлия право Срок реализации: 2 года. Александровна Данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует удовлетворению индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии, формированию экологической и правовой культуры у обучающихся, культуры здорового и безопасного образа жизни. Интернет, компьютерный класс, множительная техника, аудио и видео записывающая аппаратура, фотоаппарат. Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Лесная декларация, Красная книга Ростовской области, репродукции, фотоиллюстрации, презентации («Природоресурсные и природоохранные нормы», «Экологические правоотношения», «Ответственность за нарушение в области лесных отношений» и др.) 13 Зубкова Марина Алексеевна Мир вокруг нас 14 Лобанова Наталья Дмитриевна Народный промысел и ремесло. Нацелена на воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней. Возраст детей: 9-11 лет. Срок реализации – 3 года. Программа рассчитана для первичного ознакомления младших школьников с туристско-краеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и навыков. Она носит выраженный деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в туристскокраеведческую деятельность. Реализации программы способствует использование метода комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, морально-эстетических и других форм воспитания. Художественная направленность Авторская программа, Возраст детей: 8-15 лет; Срок реализации – 3 года Изучение традиций ремесла, усвоение языка и форм орнамента, технологии изготовления; знакомство с материалами; постижение опыта, накопленного человеком и развитие собственных Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютером с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном. Проведение практических занятий на местности должно происходить на стадионе, в парке или в школьном дворе. Методическая литература по профилю объединения. Карточки, таблицы, схемы, аппликации, инструкции по проведению практических и творческих заданий, схемы и плакаты по технике флористических и декоративных композиций, 15 Лобанова Наталья Дмитриевна Экотеатр 16 Лобанова Наталья Дмитриевна Золотой ключик творческих способностей. Обучение разным подходам к формообразованию декоративных изделий из глины. Развитие художественного вкуса, внимания, трудолюбия, культуры труда, координации движений и пространственной ориентации. Изучение национальных и культурных корней через народную игрушку. Знакомство с с основами профессионального мастерства керамиста, ландшафтного дизайнера и оформителя интерьера. Авторская программа, Возраст детей: 10-12 лет; Срок реализации –1год Программа направлена участие в практической природоохранной деятельности через выступление экотеатра перед разной аудиторией. Воспитание экологической культуры, творческое развитие. шаблоны и лекала для выполнения практических работ. Гончарный круг, муфельная печь. Модифицированная программа Возраст детей: 5-6 лет Срок реализации – 1 год Программа является комплексной по набору техник работы с природным материалом в совокупности с экологическими знаниями, что помогает овладеть основами разнообразной Компьютер, проектор, музыкальные колонки, краски, кисти, пластилин, цветная бумага и картон, ножницы, клей, природный материал, иллюстрационные карточки, плакаты, методическая литература. Методическая литература по профилю, авторские сценарии проведения мероприятий. Театральные костюмы, видеокамера, фотоаппарат. 17 Лобанова Наталья Дмитриевна Мир вокруг меня творческой деятельности, а также дает возможность каждому обучающемуся открывать для себя мир декоративноприкладного творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду. Модифицированная программа для детей с ОВЗ. Возраст обучающегося: 10 лет. Срок реализации – 2 года. Форма организации образовательного процесса: индивидуальная. Программа является начальным звеном формирования творческих и экологических знаний у ребенка с ОВЗ. Этапом развития у обучающегося, является понятийное мышление на основе сведений о окружающем мире через детское творчество. Ноутбук, аудио и видеоаппаратура, наглядные пособия (плакаты, демонстрационные карточки, канцелярские принадлежности, наборы для творчества), природные материалы. Программы естественнонаучной направленности ориентированы на реализацию следующих задач: Естественнонаучная направленность программ в Учреждении является приоритетной и составляет 52,94 % от всех реализуемых программ. Целью этих программ является воспитание экологической культуры и формирование экологического сознания обучающихся. Программы ориентированы на все возрастные группы, что позволяет решать одну из задач Учреждения – непрерывное экологическое образование и воспитание детей и подростков. Образовательные задачи: - формирование у обучающихся системных знаний о живой и неживой природе; - изучение взаимосвязей живых организмов между собой и средой обитания; - формирование понятий о многообразии диких и домашних животных. Развивающие: - развивать познавательную активность и интерес у обучающихся в изучении естественных наук; - развитие умений наблюдать, проводить исследовательскую и проектную деятельность, делать выводы; - развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности. - развитие устойчивого интереса к изучению естественных наук Воспитательные: - формирование экологического мышления; - установление гармоничных отношений с природой; - гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни; - формирование у обучающихся активной гражданской позиции с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды; - эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей); - трудовое воспитание (работа на учебно-опытном участке и в теплице, во время проведения экологических акций, при уходе за обитателями аквариумов и комнатных растений) Программа туристско-краеведческой направленности: Цель программы: - комплексное познание многообразия связей и взаимодействия: природы, истории, культуры Задачи: - углубление у обучающихся знаний на основе интеграции ряда учебных дисциплин; - развитие интереса к экскурсиям и путешествиям с целью расширения знаний и кругозора; - поддержание интереса к познанию через активный отдых, норм и правил поведения в обществе и в природе; - развитие интереса к активному познанию окружающего мира; - воспитание любви и уважения к «своим истокам»: семье, городу, окружающим людям, историческим и природным памятникам, народным традициям; - формирование человека с ценностными ориентирами, с чувством ответственности за судьбу родного края. Программы художественной направленности предполагают: - формирование у обучающихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе, в искусстве; - развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - развитие творческих способностей личности; художественно-эстетического вкуса, образного мышления; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных и театральных знаний, умений, навыков; Основные задачи: - формирование у обучающихся знаний и представлений о значении древних корней народного искусства; - о связи времен в народном искусстве; - о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена; - особенности народного искусства своего края, области; - тенденции развития повседневного и выставочного декоративного искусства; Основные педагогические принципы: - формирование у обучающихся системных представлений об окружающем мире с учетом их возрастных особенностей; - включение экологического материала во все другие дисциплины; - принцип генерализации – обеспечивает решение проблем преемственности между этапами естественнонаучного образования (познавательный, углубленный, практико-ориентированный уровень взаимосвязаны); - принцип практической направленности – основой его применения служат разработанные положения о целесообразном соотношении сознания деятельности. Реализуется, прежде всего, в том, что содержание учебного материала отбирается с учетом преимущественного усвоения его обучающимися в ходе практической деятельности; - краеведческий принцип – обучающиеся могут изучить окружающую их природную социальную среду и попытаться определить нормативный аспект своей деятельности (публичные выступления с экологическими проектами, изучение вопросов охраны природы края) Прогнозируемые результаты: - осознание обучающимися Природы как общечеловеческой ценности; - обретение обучающимся нравственно ориентированного «Я»; - накопление и расширение знаний о природе, их эмоциональное проживание; - представление о человеке как части биосферы, о взаимозависимости человека и биосферы; - бережное отношение к окружающей среде как главное условие здоровья и выживания человека; - потребность активно участвовать в экологической деятельности и природоохранных мероприятиях. Утверждаю Директор МБУ ДО ЭБЦ ________ Н.А. Бабицкая Приказ от «___» ______ 2022 г. № ____ Тарификационный список педагогических работников МБУ ДО ЭБЦ на 2022 – 2023 учебный год Количество часов всего Количество детей 1 1 3 Количество часов в неделю 8 4 4 2 8 4 4 6 4 9 19 51 Эко-радуга 3 2 6 66 Экоазбука Мир вокруг нас Народный промысел и ремесло Экотеатр Золотой ключик Мир вокруг меня Экологическое право Экологичная социальность Природа глазами детей Биотом Зелёная лаборатория Эковолонтер Итого: 9 4 1 2 6 2 2 2 2 2 1 4 4 4 6 4 3,5 18 8 2 4 12 2 4 4 4 6 12 7 117 102 51 18 33 131 2 14 15 21 14 38 44 632 № п/п Ф.И.О. Наименование объединения 1 2 3 4 Акименко Леля Алексеевна Балдина Зинаида Николаевна Бурдинова Светлана Васильевна Горбаткова Анастасия Евгеньевна Тайны природы Родник Исследователь-краевед Зелёная планета 5 Зубкова Марина Алексеевна 7 Лобанова Наталья Дмитриевна 8 9 Горбаткова Юлия Александровна Васильев Константин Петрович Пикалева Марина Сергеевна 10 11 Попова Татьяна Анатольевна Теплинская Светлана Игоревна Количество групп 1 1 1 1 3 2 39